Форум » Монотеизм » Почему Ханука? » Ответить

Почему Ханука?

bishop: А была ли война? А была ли победа? А было ли чудо? Маккавейские войны были гражданской войной евреев бородатых против евреев бритых, местечковых ретро-евреев против космополитических метро-евреев, Обе стороны не щадили друг друга. Война не закончилась с освобождением оскверненного храм в Иерусалиме и с победой над войсками греко-сирийского царя. Это событие многие считают первой в истории успешной революционной войны за национальное освобождение. Как всегда, чудесная сказка заканчивается, и начинается жизнь. Сказка заканчивается рассказом о чуде победы веры и восстановлением национальной независимости. Что произошло после того, как освободили Иерусалим: освящение храма не положило конца войнам. Бои продолжались больше двадцати лет, унося жизни одного Маккавея за другим. Последний оставшийся в живых, Симон, был, наконец провозглашен царем независимого еврейского государства в 141 г. до н.э. Началось столетие правления династии Хасмонеев, Симона и его потомков. Век, полный убийств, заговоров, дворцовых интриг, которые не посрамили бы Маккиавелли и Борджия. Не прекращались иностранные нашествия. Да и гражданская война вспыхивала постоянно. Сам Симон вместе с двумя его сыновьями был убит в 135 г. до н.э. собственным зятем. Среди его потомков и наследников, один убил свою собственную мать и своих четверых братьев, другой унаследовал своему брату, а затем вырезал всю его семью. Двое упились до смерти. Один собрал на пир 800 ведущих раввинов, а затем распял их и вырезал их жен и детей. Три хасмонейских царя вели долгие и кровавые завоевательные войны, сопровождавшиеся насильственным обрезанием всего мужского населения завоеванных земель. После долгой и кровопролитной гражданской войны, два брата, претендовавшие на трон в Иерусалиме позвали римского полководца Помпея, чтоб урегулировать свой спор. Помпей согласился и захватил страну в 63 г. до н.э., положив конце еврейского суверенитета всего через 102 лет после Иуды Маккавея. Миф о победе иудаизма бородатых ретро – далеко не вся правда. Сразу после взятия Иерусалима и воцарения Маккавеев на троне Царя Давида, они тоже стали брить бороды, взяли эллинские греческие имена. Публика считала Маккавеев узурпаторами и восставала против них до тех пор, пока не вмешались римляне и не взяли контроль за ситуацией. Бородатые не сдавались и поднимали восстание за восстанием. Кончилось это разрушением Иерусалима и потерей государственности. Последнее в ряду восстание лже-мессии Бар-Кохбы сопровождавшееся страшными зверствами с обеих сторон. Так чего праздновать мифы? Они не устроили древних раввинов, не пожелавших сохранить оригиналы Книг Маккавеев и не включивших их в иудейский канон. Раввины также постановили, что праздник вовсе не о победе. Далее. Праздник Ханнука еще называется праздником света. Чудом света. Чудо, якобы, заключалось в том, что когда победоносные войска Маккавеев заняли Иерусалим, то в Храме не оказалось масла для богослужений, а лишь одна малая кадушка. И этой кадушки хватило на восемь дней, пока приготовили новое масло и зажгли светильник. Потому – праздник света. Чудо это не упоминалось ни в каких источниках, ни в написанной по следам событий первой Книге Маккавеев, (где-то после 120 г. до н.э). Нет ничего о чуде масляной кадушки и во Второй Книге Маккавеев. Иерусалимский Талмуд сообщает, что Иерусалим был освещен во время празднований золотым светильником (Тр. Мишна Сукка 5:3). Нет ничего о чуде и в своде ритуальных правил к праздникам Мегилат Таанит, написанной в первом веке н.э.). Первое упоминание о «чуде кадушки» лишь через 600 лет после событий да не в Земле Израиля, а в Вавилоне. Трактат Шабат (21b) Вавилонского Талмуда сообщает о чуде кадушки, да и то не прямо, а как бы между прочим. Спор между учеными рабби идет не о том, почему празднуют Хануку, а о том, по какому праву верующие произносят псалмы Халель, которые положено произносить лишь во время праздников, упоминаемых в Библии. И только там всплывает божье чудо, которое приравнивается к библейским чудесам. История о неиссякаемой кадушке была, вероятно, откуда-то позаимствована или же придумана по случаю. В иудаизме существует целый литературный жанр – мидраш. Когда не хватало аргументов в Библии, то раввины просто дописывали недостающий фрагмент, подтверждавший их взгляды. В Иерусалимском Талмуде о Хануке рассказывается куда проще. Мидраш Пскита Рабати (составленный где-то около 847 г. н.э.) отвечает на тот же вопрос проще «Почему читают псалмы Халель? А потому, что (там) сказано: Господь Бог дал нам свет» (Псалм 118:27). Раввины до сих пор не могут простить Маккавеям их пренебрежение религией. Однако отменить популярный праздник, введенный Маккавеями, они тоже не смогли. Зато смогли измели идеологический контекст. По крайней мере на этом можно срубить бабла, напомнить о себе и отметить это дело, а остальные гои пусть строят догадки о якобы могущественных евреях, поддерживая мифы раббаев по материалам Дорфмана

Ответов - 0



полная версия страницы